Когда вы взглянете на человека с безжизненным взглядом, какое у вас возникнет мнение? Даете ли вы себе отчет, что его могут считать «умным»? А что насчет человека, который смехом заполняет пространство? Скорее всего, многим захочется с ним не спорить и шепнуть: «Не понимает, что все вокруг рушится.»
Так работает наше культурное программирование. Страдания стали символом подлинности, особым знаком интеллекта и утонченности; а вот радость многих настораживает.
Почему так происходит? Ответ кроется в том, что современное общество выросло на образах печальных героев: от Гамлета с его бесконечными внутренними терзаниями до затворнического Бодлера с его мрачными размышлениями о жизни.
Исторический контекст страдания
Стремление выразить страдание на людях — это старая практика. В древней Греции герои умирали с достоинством, а римские мученики вдохновляли толпы своей самопожертвой.
Sредние века принесли нам библейских персонажей, что, казалось, носили на своих плечах тяжесть мира. Декаданс XIX века и вовсе стал клубом тех, кто мучился и изливал свою душу на бумагу.
К двадцатому веку страданиям суждено было занять центральное место в массовой культуре, от Трэвиса Бикла до современных инста-драм, наполненных смысловыми подписями о внутренней пустоте.
Психология страданий
Почему же общество так тянется к страданию? Это глубокий психологический момент: слёзы кажутся более убедительными, чем улыбка, потому что страдание сигнализирует о глубоком размышлении и осознании сложных истин.
Радость же вызывает сомнение. Люди часто интерпретируют её как признак наивности или поверхностности. Это те моменты, когда действительно глубокие люди, на наш взгляд, должны страдать. Радость рассматривают как что-то легкомысленное, а способности радоваться без оправданий кажутся эксцентричными.
Как научиться ценить радость
Проблема заключается в том, что была заложена предвзятость к радости как к чем-то второсортному. Но это неправда: радость — это индикатор внутреннего здоровья.
Чтобы научиться радоваться без чувства фальши, стоит прекратить сравнивать количество страданий с уровнем интеллекта. Страдание — это у всех, а вот искренне радоваться может не каждый.
Настало время позволить себе получать удовольствие без необходимости внутреннего диалога. Это может быть непривычно, но не страшно. Может, это то, что нужно, чтобы исправить свое восприятие эмоций.
Глубина не всегда связана со страданием. Можно быть вдумчивым и зрячим, не радуясь всему, когда вокруг царит уныние. Научитесь воспринимать радость в простых вещах: в кофе на балконе или в улыбке рядом сидящего. В конце концов, это и есть настоящая смелость, сообщает Психология сегодня — без иллюзий.









































